Привычка торговаться тормозит развитие интернет-торговли в Иране

Интернет-торговля в Иране развивается, невзирая на суровые внутренние ограничения и международные санкции, наложенные на страну. Братьям Мохаммади принадлежит 49% ритейлера Digikala, остальным 51% обладает Sarava Venture Capital. Сейчас компанию оценивают в $100 млн.

«Иранский рынок испытывает крайнюю нужду в электронной коммерции. Она обречена на бурный рост вне зависимости от того, какое правительство у власти и снимут санкции либо нет, - ведает Хамид, сидя в 10-этажном кабинете компании в центре Тегерана. - Digikala растет каждый год процентов на 200, невзирая на все политические и экономические потрясения».

Доверие против ограничений

Иран - один из больших рынков, где онлайн-торговля развита очень слабо. При всем этом население очень продвинуто в технологическом плане. 70% иранцев молодее 35 лет. Уровень проникания веба и мобильной связи - один из самых больших в регионе: 55 и 126% соответственно. Местная система дебетовых карт очень эффективна, так что доверие к онлайн-платежам высоко.

«Иранская молодежь неостановима, как цунами. Ее завораживают веб и мобильники», - делится наблюдениями один из местных бизнесменов, пожелавший остаться неизвестным.

Да и препятствия перед онлайн-торговлей стоят нешуточные. Из-за интернациональных санкций предприниматели не могут приобрести программное обеспечение для онлайн-торговли. Не работает PayPal и остальные признанные платежные системы. Иностранные инвестиции равны нулю. Реклама в Facebook, Гугл и остальных соцсетях и ресурсах невозможна.

Духовенство, правящее в стране, убеждено, что открой веб - и молодежь схватит декадентскую западную заразу. Они выдумали множество внутренних ограничений. Скорость соединения искусственно занижается. Множество веб-сайтов, в том числе YouTube, Facebook и Twitter, блокируется, хотя почти все удачно обходят эти заслоны. Чтоб получить лицензию интернет-магазина, необходимо прорваться через множество бюрократических препон. Стартапам чертовски не хватает венчурного капитала и бизнес-инкубаторов.

Склад ума как препятствие

Государственный склад ума тоже льет воду на мельницу врагов интернет-торговли. К примеру, покупатели тут привыкли долго разглядывать продукт и торговаться перед покупкой.

Попытка правительства Хасана Рухани ослабить интернет-цензуру провалилась под давлением оппозиции. Но есть и положительные сдвиги. Министерство связи не так давно выдало двум сотовым операторам, Hamrahe Aval и Irancell MTN, лицензии на 3G и 4G. А интернет-провайдерам дозволили наращивать скорость для юзеров до 10 мбит в секунду. Онлайн-ритейлеры надеются, что это подстегнет развитие их сектора, облегчит покупателям просмотр изображений и видео на веб-сайте.

Невзирая на все трудности, в стране, по неким оценкам, работает около 15 000 онлайн-магазинов. Посреди одних из самых многообещающих - Digikala, который изготовлен по виду и подобию Amazon, Takhfifan - аналог Groupon, eSam - eBay и Sheypoor - веб-сайт бесплатных объявлений.

Потихоньку возникает и поддержка стартапов. В этом году партнерство, в которое в том числе заходит личный бизнесмен Мохсен Малайери, основало бизнес-акселератор Avatech. Он дает обучение, изначальное финансирование, консультирование и помещения для компаний. Последующей в весеннюю пору Avatech хочет устроить презентацию 10 стартапов возможным инвесторам....