Сейчас открылся Парижский автосалон. В отличие от прошедших лет, событие происходит на фоне восстановления продаж в Европе прямо за рынками США и Стране восходящего солнца. По данным Automotive News, реализации легковых машин в США выросли за 9 месяцев этого года на 6% до 12,44 млн штук (в сентябре - рост на 9%). В Западной Европе за восемь месяцев этого года реализации каров возросли на 6% до 8,63 млн штук, по данным ACEA.
«Мы все еще чрезвычайно далеки от уровней докризисных продаж, - констатирует президент Renault и Nissan Карлос Гон. - В Европе по сопоставлению с 2007 г. реализации на данный момент на 20-25% ниже. 2015 г. должен стать первым годом реального роста в Европе, но восстановление в Европе (как и в Стране восходящего солнца) будет не таковым скорым, как в США». «Я никогда не верил в серьезность сегодняшнего восстановления европейской экономики - есть препядствия и необходимо много реформ, - произнес управляющий Fiat Chrysler Automobiles Серджио Маркионне. - Сейчас мы смотрим подъем опосля мощного понижения; я не уверен, что в 2015 г. реализации будут лучше, чем в 2014 г., но худшее уже позади».
Российский рынок, напротив, падает 2-ой год попорядку. Президент Ford of Europe Стивен Оделл ждет, что реализации вследствие «геополитических заморочек и экономической ситуации» снизится до 2,1-2,3 млн каров в этом году (на 17-25% по отношению к прошлому году). «Рост на развивающихся рынках нелинеен, но в нашей стратегии это ничего не меняет. Сейчас Китай и Индия продолжают расти, в России и Бразилии спад, но мы продолжаем в их верить», - спокоен Гон.
Конфликт на Украине не оказывает прямого действия на европейский бизнес автопроизводителей, молвят руководители глобальных компаний, опрошенные «Ведомостями». Но он провоцирует экономический кризис в России, подрывает доверие бизнеса и потребителей, что ведет к падению продаж на местном рынке.
«Не думаю, что конфликт впрямую влияет на нас, но конфликт спровоцировал рецессию, и это влияет и на российский рынок, и на украинский, - произнес Гон 'Ведомостям'. - Нас, как наикрупнейшго автопроизводителя в России и на Украине, это задевает посильнее всего: рынок свалился на 20%, а у нас (у Renault, Nissan и 'АвтоВАЗа') на этом рынке 33%. Но мы по-прежнему верим, что Россия - это чрезвычайно принципиальный рынок, и мы продолжим инвестиции и разработку новейших автомобилей».
«Продажи в России свалились на 20%, и, думаю, это следствие кризиса на Украине, - произнес президент и гендиректор Volvo Cars Хокан Самуэлссон 'Ведомостям'. - Это означает, что мы в этом году продадим в России на 2000 машин меньше. С сиим мы сможем жить, но вопросец, не начнет ли [падающая] российская экономика оказывать [негативное] влияние на европейскую. Пока я этого не вижу».
«Вряд ли приходится ждать, что в течение ближайших 12 месяцев в России реализации восстановятся, но я надеюсь, что в среднесрочной перспективе они возвратятся на обычный уровень», - ждет Маркионне.
Говоря о России, руководители глобальных компаний очень аккуратны в формулировках: слов «санкции», «конфронтация», «война» от их не услышать, но они сильно озабочены ухудшающимися отношениями Запада и России. «Хочется верить, что здравый смысл возобладает, так как кандидатура ужасна - не только лишь для Европы, но для всех - и в 2015 г. мы вернемся к обычным коммерческим отношениям», - говорит Маркионне. «Для нас было бы огромным разочарованием следить в дальнейшем усиление тенденции разделения экономик России и Запада, - вторит ему гендиректор Daimler Дитер Цетше. - Я надеюсь, получится поправить ситуацию и предотвратить такую возможность».
В первом полугодии Мерседес-бенз прирастил реализации в России на 20%, и за 9 месяцев также в плюсе, невзирая на общий спад. Но прогнозы о будущем российского рынка Цетше давать отказался: «Рынок на сто процентов завязан на экономику, а экономика - на остальные факторы».
Невзирая на трудности российский рынок остается больше английского, уверен Оделл. А гендиректор Ford Motor Co. Марк Филдс уверен, что российский рынок станет наикрупнейшим в Европе. К концу последующего года Ford будет создавать 11 моделей на 3-х заводах в России, произнес Оделл, и к 2018 г. компания собирается достичь 60% локализации (на данный момент в среднем 40%).
Президент PSA Peugeot Citroen Карлос Таварес именовал «Ведомостям» очередное вероятное последствие кризиса на Украине на западноевропейскую экономику - понижение покупательской активности: «В Европе есть маленький рост, нам хотелось бы, чтоб он был стабильным, но ситуация довольная хрупкая, на настроение покупателей может воздействовать то, что происходит на Украине».
По словам Тавареса, кризис привел к ослаблению доверия в российской экономике, рубль становится слабее и слабее, автопроизводителям, большая часть из которых не на сто процентов локализовали создание, приходится подымать цены, но это сходу бьет по настроениям покупателей. Таковым образом, автопроизводители мучаются два раза: «прибыльность падает из-за слабеющего рубля, и даже ежели вы увеличиваете долю рынка, ваши реализации понижаются, потому что рынок падает, соответственно, у вас меньше способностей по понижению издержек».
«Но у нас уже были препядствия в России и ранее, мы разработали план по понижению издержек в России, и он работает: наши результаты в 2014 г. будут лучше чем в 2013 г., хотя мы по-прежнему остаемся убыточными. Ситуация остается сложной, но, надеюсь, это не продлится долго», - добавил Таварес.