Английская микрофинансовая организация Wonga простит 330 000 должников

Wonga сказала, что согласилась с требованием управления по денежной деятельности (FCA) простить долги 330 000 человек, «которые просрочили платежи наиболее чем на 30 дней не получили бы кредит, если б при их выдаче применялись сегодняшние стандарты». Еще 45 000 клиентов Wonga, просрочивших платежи менее чем на 29 дней, могут рассчитывать на то, что им не придется платить проценты. Общественная сумма долга - 220 млн фунтов. Потенциальные утраты компании - 35 млн фунтов.

Wonga, наикрупнейший в Англии «кредитор до зарплаты», была сотворена в 2007 г., и в годы кризиса и рецессии ее бизнес процветал. Ставки по кредитам Wonga добиваются без малого 6000% годовых. У компании 1 млн клиентов в Англии и 3 млн еще в восьми странах. Ее обладатели - несколько фондов прямых инвестиций (данные Bloomberg). В 2013 г. Wonga выдала 4,6 млн кредитов на 1,3 миллиардов фунтов по сопоставлению с 4 млн ссуд на 1,2 миллиардов фунтов год назад.

Скорость, с которой развивается бизнес микрофинансовых организаций, волнует английских политиков. «Дни “кредиторов до зарплаты”, зарабатывающих необоснованно высшую прибыль за счет самых уязвимых людей, сочтены», - предупредил член палаты общин от лейбористов Уильям Бейн. По данным английского управления добросовестной конкуренции, за 100 фунтов, взятых у микрофинансовой организации на месяц, в среднем придется заплатить 25 фунтов.

Пришествие на микрофинансовые организации (их в Англии около 400) началось в апреле, когда они перебежали под регулирование FCA. В июне Wonga согласилась заплатить компенсацию в 18 млн фунтов 45 000 клиентов, получавших письма от несуществующих юридических компаний Barker and Lowe и Chainey, D’Amato and Shannon с требованием срочно погасить долг. Из-за этого прибыль компании в 2013 г. сократилась наиболее чем в два раза - до 39,7 млн фунтов.

В июле регулятор востребовал, чтоб с 2015 г. комиссия по кредиту не превосходила 0,8% его суммы в день, а пени за просроченный платеж - 15 фунтов. Тогда сектор оценивал утраты от этого в 420 млн фунтов в год, либо в 40% доходов.

В апреле FCA нашло, что Wonga не инспектирует, по силам ли ее клиентам сервис настолько дорогих кредитов. Вчера Wonga изменила требования к заемщикам и пообещала связаться со всеми, кого эта мера коснется. «Мы желаем быть уверенными, что даем кредиты лишь тем, кто может себя это позволить», - заявил председатель совета директоров Wonga Энди Хейст. Компания соображает, что будет выдавать меньше кредитов и часть имеющихся заемщиков больше к ней обратиться не сумеют.

Применена информация WSJ, FT