Последствия массовой инфы

Веб-сайты МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и «Т2 РТК холдинга» (оказывает сервисы под брендом Tele2) числятся в списке зарегистрированных Роскомнадзором СМИ как «электронные повторяющиеся издания». «Вымпелком» оформил лицензию СМИ еще в 2005 году, МТС и «МегаФон» - в 2006-м, Tele2 - в 2009-м, следует из реестра. Как пояснили «Ъ» в МТС, сотовые компании должны через СМИ информировать абонентов о критериях предоставления услуг. Такое требование вправду содержится в Правилах оказания услуг подвижной связи, принятых постановлением правительства еще в мае 2005 года: оператор должен более чем за 10 дней предупредить юзера о конфигурациях в тарифах.

При всем этом фактически все наикрупнейшие сотовые компании в России имеют посреди акционеров забугорные структуры. 48,54% МТС находятся в вольном обращении, основная часть пакета торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. 25,17% «МегаФона» принадлежат шведско-финской TeliaSonera, еще 14,7% торгуются на Английской фондовой бирже. 100% «Вымпелкомома» принадлежат Vimpelcom Ltd, зарегистрированной на Бермудских островах. В конце концов, «Т2 РТК Холдинг» на 55% принадлежит зарегистрированной в Швеции Tele2 Russia Holding AB.

Но с февраля 2016 года компании, иностранный капитал в каких превосходит 20%, уже не сумеют владеть российскими СМИ, следует из поправок к закону «О СМИ», которые в прошлом сентябре всего за девять дней приняла Госдума. Российские компании и физические лица, контролирующие толики в медиа через иностранные структуры, получат отсрочку до февраля 2017 года.

На прошлой недельке законопроект одобрил Совет федерации, сейчас он ожидает подписания президентом. Речь в проекте идет не только лишь о прямом, да и о косвенном владении СМИ. В МТС молвят, что такие конфигурации в законе «О СМИ» «могут воздействовать на процедуры информирования абонентов о новейших услугах, конфигурациях в тарифах и критериях предоставления услуг», но не уточняют, как планируют выходить из ситуации. В «МегаФоне» считают, что для корпоративных веб-сайтов требование закона сверхизбыточно. Очередной проблемной зоной поправок будет то, что под их попадают СМИ с веселительным, образовательным и иным не новостным контентом, к примеру, Discovery, Disney либо National Geographic. В остальных сотовых операторах «Ъ» заявили, что пока анализируют поправки.

Согласно базе данных Роскомнадзора, сотовые операторы не единственные непрофильные обладатели СМИ. Такие же лицензии имеют и поболее 10-ка негосударственных пенсионных фондов. «Это необходимо, чтоб располагать всю информацию, которую фонд должен открывать по закону о НПФ. К примеру, ежегодный отчет о инвестировании средств. Регистрация веб-сайта фонда как СМИ дозволяет упростить данную процедуру»,-- говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Это также дозволяет сэкономить существенную сумму средств на размещение инфы в посторониих СМИ, добавляет топ-менеджер НПФ из топ-10. Ранее фонды являлись некоммерческими организациями, но по новенькому законодательству должны акционироваться. Пока собственных хозяев раскрыли меньше половины НПФ. Закон о ограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, к примеру, НПФ «Наследие» (контролируется через кипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ «КИТ Финанс» (кипрская Waylong Holdings Limited), НПФ «Стальфонд» (кипрская «Ренсетло Инвестментс Лимитед»).

Лицензия СМИ есть у банка «ВТБ 24» (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся в вольном обращении). Управляющий пресс-службы «ВТБ 24» Артем Бочкарев объяснил регистрацию веб-сайта в качестве СМИ тем, что он «является таким по формальным признакам». «Мы продолжаем работать над расширением функционала и заполнения. Статус СМИ, как нам представляется, дает тут больше возможностей»,-- сказал он. Как СМИ зарегистрирован и российский веб-сайт системы мгновенных платежей Qiwi (64,4% торгуются на NASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, вообщем, уточняют, что на данный момент главным веб-сайтом является интернациональный Qiwi.com, а необходимость в ресурсе с лицензией СМИ уже отпала.

Не считая того, почти все наикрупнейшие российские компании выступают обладателями лицензий собственных корпоративных СМИ, в основном печатных (тщательно см. справку). К примеру, у ГМК «Норильский никель» (в составе акционеров две зарегистрированные за рубежом компании с толиками наиболее 20%) есть одноименный корпоративный журнальчик. Но в ГМК вчера заявили, что «они российская компания и поправки к ним неприменимы». Заморочек с сиим направлением не будет, считает управляющий партнер «ЛюдиPeople» (издатель корпоративных СМИ) Владимир Змеющенко. «Например, издателем может стать подрядчик - компания, которая делает продукт. Есть множество методов обойти запрет»,-- уверен он.

Чтоб информировать о собственных услугах, компаниям не непременно создавать редакции и региться как СМИ, заявил вчера «Ъ» один из разрабов законопроекта, депутат Леонид Левин. «Они могут информировать через разные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но ежели таковая неувязка есть - пусть приводят ресурсы в соответствие требованиям новейшего законодательства. Ничто не мешает сотовой компании оформить российское юридическое лицо»,-- считает он. «Надуманной» именует делему и один из профильных чиновников. «СМИ, через которое информируют юзеров, необязательно обязано быть официальным веб-сайтом компании. Можно оформить его на физическое лицо, либо компании могут скинуться, сделать общий веб-сайт и через него вкупе информировать»,-- рассуждает он.

Анна Балашова, Мария Яковлева, Анна Афанасьева, Лена Ковалева, Владислав Новейший, Анатолий Джумайло