Финансовая «двадцатка» утвердила детализированный план борьбы с офшорами: он подразумевает усиление контроля над уплатой налогов по месту их получения за счет модернизации соглашений о избежании двойного налогообложения и расширение обмена информацией о налогоплательщиках. Россия - также участник инициативы, но биться с уходом от налогов ей мешают в основном пробелы в государственном законодательстве, фиксируют специалисты.
Министры денег государств G20 на встрече в австралийском Кэрнсе одобрили 1-ый шаг двухлетнего плана по борьбе с уходом от уплаты налогов, представленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласие на роль в инициативе, цель которой - увеличение налоговых сборов и их уплата по месту получения прибыли, фавориты G20 дали еще на встрече в Санкт-Петербурге в осеннюю пору прошедшего года, тогда же ОЭСР поручили создать определенный план борьбы с сокращением налоговой базы (Base erosion and profit shifting, BEPS).
Всего план содержит 15 мер, в Кэрнсе ОЭСР представила семь из их, в основном совершенствующих действующую систему соглашений о избежании двойного налогообложения (в мире их порядка 3 тыс.). Сначала идет речь о больших межнациональных корпорациях, использующих различия меж налоговыми режимами для сокращения налоговой базы («treaty shopping»), объяснил глава налогового центра ОЭСР Паскаль Сент-Аман. В противовес данной практике ОЭСР и G20 планируют избавляться от пробелов в двусторонних соглашениях, которые часто употребляются для «двойного неналогообложения», внедрять стандарты пострановой отчетности и ужесточать регулирование трансфертного ценообразования (сделки меж подразделениями одной структуры в различных странах). Также участники встречи совсем утвердили единый эталон обмена данными о налогоплательщиках, ввести его планируется к 2017 году, а перейти к автоматическому обмену финансовыми сведениями - в 2018-м.
Для России утвержденный G20 пакет мер пока не настолько актуален, потому что не искоренены и поболее обыкновенные, классические офшорные схемы ухода от налогов, требующие сначала конфигураций в государственном законодательстве, замечает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов. Идет речь о разработке правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний - «базовом» законе деофшоризации, разработанном Минфином (на данный момент находится на рассмотрении в правительстве). Документ должен найти правила «приписывания» прибыли офшоров их российским обладателям для ее налогообложения в России. В Европе схожее антиофшорное регулирование было внедрено наиболее 20 годов назад и схемы налоговой оптимизации там подразумевают выбор удобного за счет льгот и вычетов налогового режима без использования офшоров, а не выведение средств в их, объясняет Рустам Вахитов. Советы ОЭСР, по оценке профессионала, будут нужны в РФ через пять-десять лет.
Вообщем, ужесточение контроля над уплатой налогов происходит и без этого: европейские налоговики все пристальнее смотрят за легализацией доходов, что вынуждает посредников в низконалоговых юрисдикциях внимательнее относиться к происхождению средств собственных клиентов. Опосля одобрения правительством проекта типового соглашения по обмену информацией активизировать свое роль в проверках сумеют и российские налоговики. ФНС уже предложила Минфину провести переговоры о заключении соглашений с Лихтенштейном и английскими зависимыми территориями, заявлял глава службы Миша Мишустин. Эти страны - участники конвенции ОЭСР о взаимной помощи по налоговым делам, которая обязует регуляторов делиться информацией о налогоплательщиках.
Татьяна Едовина