По итогам 2014 г. российский рынок люксовых продуктов (одежда, девайсы, драгоценности, часы) свалится на 18% до 4,6 миллиардов евро, подсчитали аналитики Bain & Co вместе с ассоциацией производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma (объединяет выше 250 компаний сектора). Еще сначала года Bain & Co прогнозировала сокращение российского рынка на 4-6% до 5,4-5,5 миллиардов евро.
Такового резкого сокращения российский рынок продуктов роскоши не испытывал даже в кризис 2008-2009 гг.: тогда по итогам 2009 г. он сократился только на 5% до 4,5 миллиардов евро. В 2013 г., по оценкам Bain & Co, рынок вырос на 5% и достиг 5,8 миллиардов евро. С сиим показателем российский рынок люксовых продуктов стал десятым в мире и пятым в Европе. Но уже в конце прошедшего года торговцы предметов роскоши стали отмечать замедление употребления, которое усилилось в 2014 г.
Предпосылки спада
Девальвация рубля и украинский кризис - конкретно они стали причинами ухудшения ситуации в сочетании со понижением доверия покупателей, отмечают создатели исследования Bain & Co. С выводами профессионалов соглашается Кира Балашова, генеральный директор группы компаний «ДжамильКо» (представляет такие люксовые бренды, как Versace, De Beers, Chaumet, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel и др.): «Траты россиян вправду уменьшились в силу тревожных ожиданий - в этом смысле люксовый сектор не ведет себя непревзойденно от остальных частей потребительского рынка». По подсчетам исследовательского холдинга «Ромир», ежедневные потребительские расходы в сентябре 2014 г. снизились в номинальном выражении на 6% по сопоставлению с августом этого года; при всем этом расходы на непродовольственные продукты ежедневного спроса сократились на 17%. Президент Ассоциации участников часового рынка Вячеслав Медведев подмечает, что реализации, а именно, дорогих часов сокращаются «не поэтому, что у людей стало меньше средств, а поэтому, что стало меньше оптимизма и велика неопределенность относительно будущего».
В качестве очередной предпосылки падения спроса на люксовые продукты Медведев именует «общий поворот в политике страны, не поощряющего чрезмерное и демонстративное потребление». Чиновник федерального правительства ведает о существовании внегласного правила одеваться «скромнее» на общественные мероприятия. Российские потребители стали наиболее избирательными, к тому же поменялась модель поведения, говорит управляющий проектов The Boston Consulting Group Галина Олейник: сейчас потребители люкса выбирают меж растратами на одежду и девайсы и инвестициями в опыт и воспоминания, добавляет она.
В ожидании чуда
В I квартале 2014 г. результаты продаж в России еще веселили люксовые марки. Реализации в России и на Украине «восхитительные», заявлял гендиректор Louis Vuitton Майкл Берк. Он разъяснял это тем, что из-за конфликта на Украине россияне стали больше растрачивать дома, а не в путешествиях. О том, что конфликт с Украиной не воздействует на реализации в России, тогда говорил и гендиректор Prada Патрицио Бертелли, указав, что в 2013 г. реализации марки в России выросли на 30%. Даже лето было довольно неплохим для люксовых бутиков снутри страны: определенное замедление продаж на рынке было, но не критичное, ведает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. По ее словам, нежданно нехорошими оказались август и сентябрь: «Из-за продолжающейся девальвации рубля (с начала года рубль подешевел к баксу практически на четверть. - 'Ведомости') делать покупки в России стало недешево, а очень щедрые летние распродажи дозволили люксовому клиенту приобрести все необходимое». «Еще в летнюю пору партнеры из Европы стали жаловаться на чрезвычайно нехорошие реализации из-за ограничений на выезд [определенных категорий] россиян за границу и просить нас что-нибудь тут сделать, и в России почти все дистрибуторы продают премиальные марки по таковым же ценам, как и в Европе», - ведает представитель большой компании, занимающейся продажами продуктов класса люкс. К примеру, ЦУМ (его обладатель Mercury) еще в апреле запустил акцию, которая так и именуется: «по ценам европейских столиц», т. е. на отдельные категории продуктов торговцы выставляли цены, очень приближенные к европейским. Так, цены на часы стали различаться от цен в швейцарских бутиках лишь на сумму НДС.
Медведев отмечает такую тенденцию: обладатели почти всех часовых магазинов молвят о падении розничных продаж, хотя импорт в I и II кварталах продолжал расти. По данным Ассоциации участников часового рынка, наикрупнейшие импортеры часов - Swatch Group, Mercury, Ulysse Nardin - прирастили импорт в первом полугодии на 10-ки процентов. Представитель Swatch Group отказался комментировать импорт в Россию, заметив только, что «покупатели из России постоянно высоко ценят продукты компании и эта тенденция продолжится и в будущем». Представитель Mercury также отказался комментировать данные. Человек, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что она сформировывала закупочную политику, исходя из положительной динамики продаж. С июля реализации вправду стали падать, добавляет он. По словам Балашовой, на данный момент различные бренды демонстрируют различный итог - от плюс 30% до минус 15%. Она замечает также смещение предпочтений: «От остромодного продукта клиенты перебегают к классике и внесезонным моделям».
Закат Европы
Растраты российских туристов за границей в первой половине 2014 г. выросли только на 4% против 25% за аналогичный период прошедшего года, свидетельствуют данные Глобальной туристской организации (UNWTO). В 2013 г. россияне за границей издержали $53 миллиардов (5-е место посреди глобальных трат), подсчитала UNWTO.
В II и III кварталах этого года ситуация поменялась. Bain & Co констатирует: экономический кризис в России и падение платежеспособности россиян воздействовали на реализации в восточноевропейских странах и даже в неких странах Западной Европы. Посреди крайних - курорты Франции и итальянские городка второго и третьего порядка. Перелом наступил во II квартале, когда растраты россиян за рубежом резко сократились, говорит Ядерная.
Группа Kering (бывшая PPR, обладает Alexander McQueen, Balenciaga, Bottega Veneta, Boucheron, Brioni, Gucci, Ulysse Nardin и др.) в отчете за 1-ое полугодие 2014 г. докладывала о нехорошем влиянии курса рубля и уменьшении количества российских покупателей в Европе, «но азиатские туристы на сто процентов компенсировали этот спад», указывала компания. Из-за российско-украинского конфликта розничные реализации в Европе в марте и апреле стали замедляться, докладывали и представители Ferragamo.
Prada в первом полугодии отмечала спад продаж в Европе на 1% до 481,7 млн евро. Предпосылки - трудности политико-экономического нрава, вылившиеся в понижение туристского потока при остававшихся слабенькими домашних продажах, сказано в финансовом отчете компании.
Наикрупнейший мировой производитель люксовых продуктов LVMH рапортует по итогам 9 месяцев о росте продаж по всем категориям и регионам (не считая сокращения продаж коньяка в Китае), но в Европе они выросли только на 1%.
Опосля эскалации российско-украинского конфликта США и Евросоюз ввели санкции против отдельных российских людей и компаний. В ответ неким российским госслужащим - к примеру, военным, работникам службы выполнения наказаний, Госнаркоконтроля - «было рекомендовано» отрешиться от поездок за границу. По данным Росстата, количество выезжающих за границу в первом полугодии сократилось на 9% до 21,6 млн человек (с целью туризма - сокращение на 3% до 8,3 млн). На турпоток воздействовало несколько причин, ведали туроператоры: некие стали экономить из-за ослабления рубля, некие побоялись, что из-за остывания отношений меж Россией и странами ЕС им могли отказать в визе. По оценкам АТОР, из-за запрета силовикам выезжать за границу турпоток растерял около 1-1,5 млн человек.
Когда наступит просвет
Как отмечают создатели исследования Bain & Co, байеры из России могут понизить бюджеты на закупки коллекций сезона весна/лето 2015 г. на третья часть. Предпосылки все те же - сокращение продаж и продолжающаяся девальвация рубля. Объективно оценив ситуацию, «ДжамильКо» считает «разумным» понизить закупочные бюджеты на 2015 г. на 20%, говорит Балашова.
Спасением для ритейлеров могли бы стать российские регионы, где аудитория наименее емкая, зато с наиболее стабильными средствами, утверждает Ядерная. Но, по данным JLL Russia & CIS, на их приходится только 25% спроса люксового рынка. Ну и политико-экономическая ситуация привела к тому, что в особенности в крайние месяцы свалились реализации продуктов люкс и снутри страны, показывает Ядерная. Стагнация рынка в городках второго и третьего уровня также сдержит развитие рынка роскоши в России, писали аналитики Bain & Co в собственном апрельском отчете. Тогда приток новейших брендов они отмечали как «заметный» лишь в Санкт-Петербурге (16% спроса в категории люкс).
Слабость российской экономики будет влиять на рынок предметов роскоши пару лет, заявил в летнюю пору Армандо Бранчини, вице-президент итальянского фонда Altagamma. Улучшение может наступить в 2017 г., когда ветвь ощутит эффект от вступления России в ВТО и ожидаемого понижения пошлин на ювелирные изделия, ткани и проч. «Существующие покупатели предметов роскоши навряд ли будут сокращать расходы, но будет ли расширяться их круг?» - гадает Бранчини.
Выступая на прошлой недельке на конференции Франко-Российской ТПП, Дарья Ядерная заявила, что у россиян скопились «недопотраченные деньги» - порядка $12 миллиардов, 66% из их приходится на люкс. «Мы предполагаем, что они будут потрачены в 2015 г., - заявила она. - Потому что люкс-потребители не привыкли долго отказывать для себя в покупках, также в силу обыкновенной амортизации нужных вещей. Не считая того, в кризисные периоды постоянно возникают new rich, и мы ожидаем их возникновения в виде покупателей конкретно в 2015 г.».
В подготовке статьи воспринимали роль Мария Кунле, Ира Чевтаева