Шикарный кризис

По итогам 2014 г. российский рынок люксовых продуктов (одежда, девайсы, драгоценности, часы) свалится на 18% до 4,6 миллиардов евро, подсчитали аналитики Bain & Co вместе с ассоциацией производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma (объединяет выше 250 компаний сектора). Еще сначала года Bain & Co прогнозировала сокращение российского рынка на 4-6% до 5,4-5,5 миллиардов евро.

Такового резкого сокращения российский рынок продуктов роскоши не испытывал даже в кризис 2008-2009 гг.: тогда по итогам 2009 г. он сократился только на 5% до 4,5 миллиардов евро. В 2013 г., по оценкам Bain & Co, рынок вырос на 5% и достиг 5,8 миллиардов евро. С сиим показателем российский рынок люксовых продуктов стал десятым в мире и пятым в Европе. Но уже в конце прошедшего года торговцы предметов роскоши стали отмечать замедление употребления, которое усилилось в 2014 г.

Предпосылки спада

Девальвация рубля и украинский кризис - конкретно они стали причинами ухудшения ситуации в сочетании со понижением доверия покупателей, отмечают создатели исследования Bain & Co. С выводами профессионалов соглашается Кира Балашова, генеральный директор группы компаний «ДжамильКо» (представляет такие люксовые бренды, как Versace, De Beers, Chaumet, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel и др.): «Траты россиян вправду уменьшились в силу тревожных ожиданий - в этом смысле люксовый сектор не ведет себя непревзойденно от остальных частей потребительского рынка». По подсчетам исследовательского холдинга «Ромир», ежедневные потребительские расходы в сентябре 2014 г. снизились в номинальном выражении на 6% по сопоставлению с августом этого года; при всем этом расходы на непродовольственные продукты ежедневного спроса сократились на 17%. Президент Ассоциации участников часового рынка Вячеслав Медведев подмечает, что реализации, а именно, дорогих часов сокращаются «не поэтому, что у людей стало меньше средств, а поэтому, что стало меньше оптимизма и велика неопределенность относительно будущего».

В качестве очередной предпосылки падения спроса на люксовые продукты Медведев именует «общий поворот в политике страны, не поощряющего чрезмерное и демонстративное потребление». Чиновник федерального правительства ведает о существовании внегласного правила одеваться «скромнее» на общественные мероприятия. Российские потребители стали наиболее избирательными, к тому же поменялась модель поведения, говорит управляющий проектов The Boston Consulting Group Галина Олейник: сейчас потребители люкса выбирают меж растратами на одежду и девайсы и инвестициями в опыт и воспоминания, добавляет она.

В ожидании чуда

В I квартале 2014 г. результаты продаж в России еще веселили люксовые марки. Реализации в России и на Украине «восхитительные», заявлял гендиректор Louis Vuitton Майкл Берк. Он разъяснял это тем, что из-за конфликта на Украине россияне стали больше растрачивать дома, а не в путешествиях. О том, что конфликт с Украиной не воздействует на реализации в России, тогда говорил и гендиректор Prada Патрицио Бертелли, указав, что в 2013 г. реализации марки в России выросли на 30%. Даже лето было довольно неплохим для люксовых бутиков снутри страны: определенное замедление продаж на рынке было, но не критичное, ведает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. По ее словам, нежданно нехорошими оказались август и сентябрь: «Из-за продолжающейся девальвации рубля (с начала года рубль подешевел к баксу практически на четверть. - 'Ведомости') делать покупки в России стало недешево, а очень щедрые летние распродажи дозволили люксовому клиенту приобрести все необходимое». «Еще в летнюю пору партнеры из Европы стали жаловаться на чрезвычайно нехорошие реализации из-за ограничений на выезд [определенных категорий] россиян за границу и просить нас что-нибудь тут сделать, и в России почти все дистрибуторы продают премиальные марки по таковым же ценам, как и в Европе», - ведает представитель большой компании, занимающейся продажами продуктов класса люкс. К примеру, ЦУМ (его обладатель Mercury) еще в апреле запустил акцию, которая так и именуется: «по ценам европейских столиц», т. е. на отдельные категории продуктов торговцы выставляли цены, очень приближенные к европейским. Так, цены на часы стали различаться от цен в швейцарских бутиках лишь на сумму НДС.

Медведев отмечает такую тенденцию: обладатели почти всех часовых магазинов молвят о падении розничных продаж, хотя импорт в I и II кварталах продолжал расти. По данным Ассоциации участников часового рынка, наикрупнейшие импортеры часов - Swatch Group, Mercury, Ulysse Nardin - прирастили импорт в первом полугодии на 10-ки процентов. Представитель Swatch Group отказался комментировать импорт в Россию, заметив только, что «покупатели из России постоянно высоко ценят продукты компании и эта тенденция продолжится и в будущем». Представитель Mercury также отказался комментировать данные. Человек, знакомый с ситуацией в компании, говорит, что она сформировывала закупочную политику, исходя из положительной динамики продаж. С июля реализации вправду стали падать, добавляет он. По словам Балашовой, на данный момент различные бренды демонстрируют различный итог - от плюс 30% до минус 15%. Она замечает также смещение предпочтений: «От остромодного продукта клиенты перебегают к классике и внесезонным моделям».

Закат Европы

Растраты российских туристов за границей в первой половине 2014 г. выросли только на 4% против 25% за аналогичный период прошедшего года, свидетельствуют данные Глобальной туристской организации (UNWTO). В 2013 г. россияне за границей издержали $53 миллиардов (5-е место посреди глобальных трат), подсчитала UNWTO.

В II и III кварталах этого года ситуация поменялась. Bain & Co констатирует: экономический кризис в России и падение платежеспособности россиян воздействовали на реализации в восточноевропейских странах и даже в неких странах Западной Европы. Посреди крайних - курорты Франции и итальянские городка второго и третьего порядка. Перелом наступил во II квартале, когда растраты россиян за рубежом резко сократились, говорит Ядерная.

Группа Kering (бывшая PPR, обладает Alexander McQueen, Balen­cia­ga, Bottega Veneta, Boucheron, Brioni, Gucci, Ulysse Nardin и др.) в отчете за 1-ое полугодие 2014 г. докладывала о нехорошем влиянии курса рубля и уменьшении количества российских покупателей в Европе, «но азиатские туристы на сто процентов компенсировали этот спад», указывала компания. Из-за российско-украинского конфликта розничные реализации в Европе в марте и апреле стали замедляться, докладывали и представители Ferragamo.

Prada в первом полугодии отмечала спад продаж в Европе на 1% до 481,7 млн евро. Предпосылки - трудности политико-экономического нрава, вылившиеся в понижение туристского потока при остававшихся слабенькими домашних продажах, сказано в финансовом отчете компании.

Наикрупнейший мировой производитель люксовых продуктов LVMH рапортует по итогам 9 месяцев о росте продаж по всем категориям и регионам (не считая сокращения продаж коньяка в Китае), но в Европе они выросли только на 1%.

Опосля эскалации российско-украинского конфликта США и Евросоюз ввели санкции против отдельных российских людей и компаний. В ответ неким российским госслужащим - к примеру, военным, работникам службы выполнения наказаний, Госнаркоконтроля - «было рекомендовано» отрешиться от поездок за границу. По данным Росстата, количество выезжающих за границу в первом полугодии сократилось на 9% до 21,6 млн человек (с целью туризма - сокращение на 3% до 8,3 млн). На турпоток воздействовало несколько причин, ведали туроператоры: некие стали экономить из-за ослабления рубля, некие побоялись, что из-за остывания отношений меж Россией и странами ЕС им могли отказать в визе. По оценкам АТОР, из-за запрета силовикам выезжать за границу турпоток растерял около 1-1,5 млн человек.

Когда наступит просвет

Как отмечают создатели исследования Bain & Co, байеры из России могут понизить бюджеты на закупки коллекций сезона весна/лето 2015 г. на третья часть. Предпосылки все те же - сокращение продаж и продолжающаяся девальвация рубля. Объективно оценив ситуацию, «ДжамильКо» считает «разумным» понизить закупочные бюджеты на 2015 г. на 20%, говорит Балашова.

Спасением для ритейлеров могли бы стать российские регионы, где аудитория наименее емкая, зато с наиболее стабильными средствами, утверждает Ядерная. Но, по данным JLL Russia & CIS, на их приходится только 25% спроса люксового рынка. Ну и политико-экономическая ситуация привела к тому, что в особенности в крайние месяцы свалились реализации продуктов люкс и снутри страны, показывает Ядерная. Стагнация рынка в городках второго и третьего уровня также сдержит развитие рынка роскоши в России, писали аналитики Bain & Co в собственном апрельском отчете. Тогда приток новейших брендов они отмечали как «заметный» лишь в Санкт-Петербурге (16% спроса в категории люкс).

Слабость российской экономики будет влиять на рынок предметов роскоши пару лет, заявил в летнюю пору Армандо Бранчини, вице-президент итальянского фонда Altagamma. Улучшение может наступить в 2017 г., когда ветвь ощутит эффект от вступления России в ВТО и ожидаемого понижения пошлин на ювелирные изделия, ткани и проч. «Существующие покупатели предметов роскоши навряд ли будут сокращать расходы, но будет ли расширяться их круг?» - гадает Бранчини.

Выступая на прошлой недельке на конференции Франко-Российской ТПП, Дарья Ядерная заявила, что у россиян скопились «недопотраченные деньги» - порядка $12 миллиардов, 66% из их приходится на люкс. «Мы предполагаем, что они будут потрачены в 2015 г., - заявила она. - Потому что люкс-потребители не привыкли долго отказывать для себя в покупках, также в силу обыкновенной амортизации нужных вещей. Не считая того, в кризисные периоды постоянно возникают new rich, и мы ожидаем их возникновения в виде покупателей конкретно в 2015 г.».

В подготовке статьи воспринимали роль Мария Кунле, Ира Чевтаева