Выдающийся австрийский биолог Лоренц Конрад, один из основателей науки о поведении животных, изучал явление злости в животном мире. Его труд получил заглавие «Агрессия (так называемое зло)». В нем ученый обосновывал, что для почти всех видов живых созданий злость является не проявлением патологий, а неотклонимым нюансом выживания. Экспериментальный подход естествоиспытателя можно применить сейчас к самым различным сферам нашей жизни. И то, что принято считать томным грузом, нередко оказывается ключом к новеньким способностям. К примеру, ответственность. Либо ее страхование.
На мысли о работах Конрада меня натолкнули промежные результаты страхового проекта «телематика», который компания «Интач» в экспериментальном режиме реализует уже практически год. Сущность способа, в первый раз тестируемого в России, заключается в том, что автолюбитель может установить на собственном транспортном средстве особое оборудование, которое замеряет всю возможную информацию о его стиле вождения. С какой средней скоростью движется кар? Как резко стартует с места? Как плавненько заходит в повороты? Как тормозит и какое, в среднем, преодолевает расстояние?
Практически это подробное наблюдение за поведением водителя, которое осуществляется по его инициативе и для его же выгоды. Шофер, приобретающий такую услугу, устанавливает на собственном каре мониторинговое оборудование. Потом в течение месяца проводятся телематические измерения, которые разрешают сделать очень четкий портрет стиля вождения. За ответственное и аккуратное поведение на дороге шофер набирает баллы. В зависимости от их количества ему ворачивается часть стоимости каско.
Так ответственность из томного груза (клише, которое сам язык навешивает на нее) преобразуется в возможность экономить средства, не экономя при всем этом на защищенности собственного кара.
Таковым образом, телематика становится системой измерения показателя, который на российских дорогах является, может быть, самым ценным, так как встречается пореже, чем хотелось бы. Спидометр измеряет скорость, тахометр - частоту вращения мотора, а телематика - ответственность сидячего за рулем. И более ценно, что тыщи людей уже согласились на опыт, не ужаснувшись проверить свою ответственность на крепкость, понимая, что она приносит не проблемы, а выгоды.
Сервисы страховой телематики уже довольно обширно всераспространены в продвинутых странах. Страховые программы usage-based (UBI), известные как pay as you drive (PAYD) и pay how you drive (PHYD), формируются на базе данных о том, как обладатель кара заведует своим транспортным средством.
Первой схожей системой стала MetroMile в Калифорнии. Но смысл той страховки был не в понижении стоимость полиса на основании стиля вождения, а в низкой малой ставке за милю. Другими словами меньше платили те, кто ездил пореже.
А в 2011 г. южноамериканская страховая компания Progressive запустила програмку Snapshot, которая сейчас действует в 45 штатах. Это был 1-ый вариант, когда стоимость страховки зависела от того, как, сколько и когда водит машинку клиент. Сейчас такие программы есть во почти всех остальных странах, к примеру, в Стране восходящего солнца, Австралии и Англии....