Ожидания стабилизации по итогам первого квартала не подтвердились: действия на интернациональной арене и слабеющий рубль вернули к спаду спрос, за которым скоро последовало и создание. Надежды дилеров на возвращение программы льготного автокредитования также не оправдались.
Обычный летний спад продаж в этом году усилила внешнеполитическая обстановка. С 1 сентября правительство перезапустило програмку по обновлению автопарка, но главные автопроизводители, продукция которых была нужна по програмке, чрезвычайно быстро избрали лимиты, определенные Минпромторгом. Ведомству пришлось договариваться с участниками рынка о продолжении программы, также было выделено доп финансирование.
Резкое падение курса рубля и обнародованные производителями планы о скором поднятии цен на машинки подтолкнули почти всех к незапланированной смене кара. Нарастающий ажиотаж и резкий скачек валюты посреди декабря принудили производителей отменить любые скидки и поднять цены на продукцию. В итоге дилеры реализовали практически все складские запасы, некие производители прекратили отгрузки в связи с пересмотром цен, а спрос начала последующего года уже отыскал собственных потребителей до конца этого.
Предновогодний спрос и его последствия
В ноябре было продано на 18 тыщ либо на 8,5% больше легковых и легких коммерческих машин, чем в октябре этого года, свидетельствуют данные статистики Ассоциации евро бизнеса (АЕБ). В итоге этого ноябрьские реализации оказались только на 1,1% меньше продаж ноября 2013 года. Председатель комитета производителей АЕБ Йорг Шрайбер, комментируя эти результаты, отметил: «В необыкновенных критериях случаются нежданные вещи».
Участники рынка и экспертное общество не торопились поделить оптимизм АЕБ. Программа по обновлению автопарка (утилизация) и растущие бакс и евро принудили тех, кто не планировал в наиблежайшей перспективе смену машинки, поторопиться в салоны, говорили они.
Не добавили радости дилерам и предписания производителей и импортеров о изменении цен. Так, с 1 декабря на 2-5% поднял цены на огромную часть модельного ряда Volkswagen, седьмого переписали ценники Nissan (на 2-3%) и Renault (на 2%), планировал увеличение Хэндэ. В первой декаде декабря аналитическое агентство «Автостат» зафиксировало конфигурации в политике цен у 23 производителей. На почти все модели и комплектации цены повысились существенно, а почти все компании прирастили цены фактически на весь модельный ряд, говорится в исследовании «Автостата».
Наикрупнейший отечественный автопроизводитель «АвтоВАЗ» пообещал не подымать цены до конца года. В то же время, за ноябрь реализации компании сократились на 17% в годовом исчислении и практически на 20% в сопоставлении с октябрем 2014 года. Производитель объяснил падение продаж «тяжелой ситуацией с поставщиками комплектующих», которая сложилась на заводе в конце октября.
На данный момент ситуация стабильна, компромисс с поставщиками найден и конвейер работает на полную мощность, убеждает «АвтоВАЗ». Источник на заводе отмечал, что машин для реализации недостаточно до этого времени. Есть трудности с определенными комплектациями Lada Kalina, констатировал он. Компания была обязана остановить выпуск моделей Kalina и Granta на четыре дня в конце октября из-за того, что три поставщика не смогли вовремя обеспечить завод необходимыми комплектующими.
Ажиотажный спрос на машинки подстегнули действия так именуемого «черного понедельника» - 15 декабря, когда курс бакса взлетел до 64,5 рублей, а евро до 78,9, и «черного вторника» - 16 декабря (бакс - 80 рублей, евро - 100,7). В дилерских центрах стали заканчиваться машинки. Больший недостаток торговцы фиксировали в секторе SUV (Спорт Utility Vehicle - кроссоверы и вседорожники). «В наших автосалонах реальный бум: такового трафика торговцы не помнят за крайнее десятилетие», - говорила директор дилерского центра «Звезда Столицы Варшавка» Ольга Петрова.
Производители и дистрибьюторы не остались в стороне. Консульство Ягуар Land Rover c 16 по 19 декабря приостанавливало выдачу машин для пересчета цен, Бмв 16 декабря уведомила собственных дилеров о необходимости оплатить законтрактованные авто в течение 2-ух дней, Ауди и GM остановили поставки машин дилерам, а Honda ввела ограничение поставок. KIA 25 декабря объявила о приостановке отгрузки всех машин, не считая выпускаемой на заводе в Санкт-Петербурге модели Rio.
Почти всем дилерам даже пришлось на маленький период остановить реализации. В их числе салоны Major Auto, «Борис Хоф», «Авилон» и «Транстехсервис». По словам вице-президента группы компаний (ГК) «АвтоСпецЦентр» и президента ассоциации «Российские авто дилеры» (РоАД) Владимира Моженкова, производителям принципиально определиться, принимать ли заказы от дилеров, и ежели да, то по каким ценам. Пока эта неопределенность будет длиться, дилеры продолжат замораживать реализации, резюмировал он.
Наиблежайшие прогнозы
«Прогноз на декабрь достаточно оптимистичный, что увеличивает шансы на достойное закрытие этого сложного для российского авто рынка года», - отмечал Шрайбер в сообщении АЕБ по продажам в ноябре. По состоянию на текущий момент «машин не достаточно, но какие-то есть еще, поточнее нужно глядеть по маркам и моделям», отмечает представитель ГК «Рольф». «Какие-то машинки есть, какие-то поступают, реализации не останавливаются», - произнес топ-менеджер компании Genser. По его словам, покупательский ажиотаж уже несколько спал, и рынок начинает ворачиваться в положение начала декабря. «Что будет в последующем году, не знает никто. Производители рисуют по три-четыре сценария. Все будет зависеть от курса рубля», - резюмировал топ-менеджер.
Раскупили все, реализации спали прямо за ажиотажем в салонах, говорит коммерческий директор большого регионального дилера. На данный момент рынок перепродан, и это стукнет по спросу в январе и феврале, не колеблется он. Вероятнее всего, дилерам придется находить новейшие методы взаимодействия с дистрибьюторами, констатирует он.
О будущем провале спроса на российском рынке молвят и специалисты. «Мы ожидаем, что в 2015 году продолжится понижение размеров рынка, связанное перенесенным на вторую половину 2014 года спросом, также экономической непостоянностью, что выражается в неуверенности потребителей на рынке и понижении настоящей покупательской возможности населения», - говорит принципал и член правления Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин.
В первом квартале последующего года мы увидим двузначное понижение продаж как следствие смещения спроса на 4-ый квартал 2014 года - те, кто могли, уже приобрели авто, уверен старший менеджер авто практики PriceWaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Следует также иметь ввиду, что 1-ый квартал этого года был достаточно мощным - эффект высочайшей базы в купе с иными факторами даст существенное понижение, рассуждает он.
«По 2015 году в целом рынок будет падать. Общее состояние экономики - понижение роста ВВП плюс ужесточение критерий по автокредитованию, их полная недоступность для населения», - резюмировал Литвиненко. Задачка для автопрома на перспективу - возвратиться на прежний уровень, достигнутый в 2012-2013 годы, говорит генеральный директор «Автотор-Холдинга» Александр Сорокин.
Вход в 2014
Рынок заходил в 2014 год с надеждой на восстановление опосля падения в 2013 году и 1-ый квартал был в рамках ожиданий, говорит Черкин. Реализации в первом квартале 2014 года оказались только на 2% меньше в годовом исчислении и составили 602,5 тыщи машин, свидетельствуют данные АЕБ. Динамика первого квартала была в духе тех тенденций, которые наметились в 2013 году - рынок стабилизировался, маленькое сокращение в 1-ые месяцы было соединено с окончанием программы льготного автокредитования, говорит Литвиненко.
О вероятной стабилизации рынка говорил и Шрайбер. «Самый основной вопросец на повестке дня - сумеет она (стабилизация) продлиться, либо нет», - колебался он. Не смогла. За полгода 2014 года реализации сократились на 7,6%, либо на 101 тыщу машин. Начиная со второго квартала отправь суровые кризисные явления и резкое сокращение размеров продаж фактически у всех производителей кроме отдельных премиальных марок, отмечает Черкин.
Производители отреагировали незамедлительно. Ford Sollers практически на два месяца приостановил создание на собственном заводе во Всеволожске - с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня 2014 года. После чего все фабрики компании, включая производственные площадки в Татарстане, перебежали с двух- и трехсменного режима на односменный, а с всеволожского завода уволили около трети персонала (700 человек).
Масштабные сокращения в течение года проводил «АвтоВАЗ». В общей трудности завод планировал в 2014 году расстаться с 12,8 тыщи сотрудниками. В первом полугодии компанию покинули 5,1 тыщи человек, в том числе 2,8 тыщи рабочих, 2,3 тыщи управляющих, профессионалов и служащих (РСиС). Большая часть сокращений вышло из-за «естественной убыли персонала», отмечал в собственном сообщении «АвтоВАЗ». Предполагалось, что во 2-м полугодии завод покинут 5,5 тыщи рабочих и 2,2 тыщи РСиС, при всем этом 2 тыщи рабочих уволены по сокращению штатов.
В различное время остановить создание на маленький срок были обязаны большая часть автоконцернов, локализовавших свое создание в России.
Меры страны
Итоги 9 месяцев принудили правительство в экстренном порядке запустить програмку по утилизации. Программа обновления автопарка, позволяющая автовладельцам сдать на утилизацию либо по схеме trade-in старенькый кар и получить взамен скидку на покупку новейшего, в этом году стартовала 1 сентября и закончится 31 декабря. Первоначальное ее финансирование составляло 10 млрд рублей, но потом было решено выделить еще 2,9 млрд. Еще 10 млрд правительство выделит на утилизацию в 2015 году. Главным выгодоприобретателем по данной для нас програмке стал «АвтоВАЗ» - компании удалось реализовать по програмке наиболее 40 тыщ машин. В целом по програмке до 31 декабря предполагается реализовать 170 тыщ каров.Одним из принципиальных итогов прошедшего в Набережных Челнах совещания стало поручение премьер-министра Дмитрия Медведева Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину вместе с участниками рынка приготовить обновленную стратегию развития авто индустрии и внести документ в правительство до 2 декабря 2015 года. Предыдущую редакцию документа актуализировали в конце 2013 года, но ввиду быстро меняющихся реалий рынка назрела необходимость ее пересмотра, говорили участники рынка.Инициативы правительства по програмке обновления парка смогли замедлить падение рынка, констатирует Литвиненко. Продолжение утилизации поддержит маленький сектор и российских производителей. В то же время, отсутствие программы льготного автокредитования еще более усилит падение на рынке в последующем году из-за возросших ставок по автокредитам, уверен аналитик. «Следующий год может стать поворотным для российского автопрома с учетом курса и пуска новейших моделей», - считает Литвиненко.